Зарайская Мо­­­­­­­­нтессори школа

Детский сад по методу Монтессори – это особый мир, который предоставляет ребенку возможность развиваться в соответствии со своими внутренними потребностями, почувствовать свою индивидуальность и раскрыть свой внутренний потенциал.

Зона практической жизни с полноценной детской кухней.
Зона практической жизни с полноценной детской кухней.

В возрасте от 3 до 6 лет в монтессори детском саду дети начинают читать и писать, значительно увеличивают свой словарный запас, учатся решать проблемы, изучают устройство мира вокруг и продолжают впитывать знания из окружающей среды. Пространство детского сада разделено на следующие тематические зоны:

Зона практической жизни

Здесь дети приобретают базовые принципы бытовой жизни и самообслуживания (уборка, уход за животными и растениями, приготовление пищи, вышивание, застегивание одежды и т.п.). Занятия в этой зоне тренируют самую мелкую и среднюю моторику, развитие которой отвечает и за речь, и за письмо, и за подготовку руки к письму и за многие другие моменты, степень развития которых обеспечивает успех в обучении в более старшем возрасте.

Зона сенсорного развития

Тут представлены материалы для развития зрительного восприятия (восприятия размеров, длин), тактильного (различные текстуры, фактуры, шершавые поверхности, развитие барического чувтсва и т.п.), слухового (шумовые цилиндры, колокольчики, и др.), вкусового – 4 базовых вкуса (сладкая, соленая, кислая и горькая жидкости), обонятльного. Все это способствует расширению словарного запаса ребенка, помогая ему детально описывать предметы, с помощью ощущений, помогает постигать первые эталоны математики и геометрии. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. 

Математическая зона

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным материалом (бусины, штанги, веретёна и др.). Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность детям научиться операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоить порядковый счет, познакомиться и научиться оперировать многозначными (четырехзначными) числами.

Языковая зона

Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению и т.д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание. Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой.

Зона Естествознания

Здесь дети узнают такие понятия, как «животные» и «растения», знакомятся с их образом жизни. Дети любят изучать камни и ракушки, искать насекомых и рассматривать их под лупой, а затем искать больше информации об этих созданиях. Педагог действует в соответствии с тем, как развивается интерес ребенка: предлагает новые занятия, чтобы удовлетворить детское стремление к познанию. География является частью этой же зоны, которая создана для того, чтобы знакомить детей с картами, формами суши и воды, флагами и т.д.

Чему же может научиться ребёнок в монтессори-детском саду?

  • Писать и читать.
  • Стать более самостоятельным и уверенным в себе.
  • Основы арифметики.
  • Развить навыки социального взаимодействия.
  • Получить представление о мире и нашей культуре.
  • Научиться понимать себя и других людей.

Принципы монтессори педагогики.

СВОБОДА ВЫБОРА.
В Монтессори-классах ребенок может выбрать, чем он будет заниматься на занятиях, сколько времени он хочет этим заниматься, с кем (с другом или с педагогом, а может один), где он хочет позаниматься (за столом, на коврике, в другой комнате).
НАЛИЧИЕ ПРАВИЛ (необходимое условие свободы).
Свобода это прекрасно, но есть риск, что свобода превратится во вседозволенность. В Монтессори методе, как и в жизни, свобода идет рука об руку с правилами, а значит ограничениями и ответственностью (как и в мире взрослых).
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Помоги мне сделать это самому» - девиз Монтессори педагогики, которым руководствуется педагог. Осознание ребенком, что я могу многое делать сам дает уверенность в своих силах и, как результат, рождается адекватная самооценка.
РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ.
Благодаря этому принципу ребёнок получает не только интеллектуальные знания, но столь необходимые навыки коммуникации и поведения в обществе, умение выбирать социальную роль (быть лидером или следовать), понимание чувств и потребностей других людей, умение наблюдать и учиться у старших детей и помогать младшим.
ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ.
Внимательно наблюдая за ребёнком, педагог готовит и предлагает детям материалы, которые помогают им самостоятельно осваивать какое-то новое знание или навык. Дети занимаются в собственном темпе, исходя из своих интересов. В Монтессори — среде взрослый — это, прежде всего, друг, который понимает, принимает каждого ребенка с его эмоциями и чувствами, поддерживает и направляет.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА.
Монтессори-среда отвечает основным принципам, среди которых – простота, доступность, наглядность, возможность самостоятельного контроля ошибок, безопасность.Так, даже малыши-трехлетки могут свободно достать с полки любой материал – это либо подносик с удобными ручками, либо отдельные предметы, которые всегда может взять и нести малыш. В каждом Монтессори материале заложена прямая цель и всегда есть много косвенных задач. Монтессори-метод учитывает все возрастные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления детей, именно поэтому построен на постепенном, пошаговом усложнении задач. 
Детская площадка на территории.
Детская площадка на территории.
Детский сад создан группой родителей, которые хотели бы создать детям возможности для гармоничного и всестороннего развития.